Окупится ли первый океанариум в Москве?
09.11.2011. Статья Натальи Кузнецовой для
RealEstate.ru
Фото Сергея Иванова
За первые две недели работы выручка от продажи билетов в океанариум ТРЦ «РИО» могла составить 35 - 50 млн руб. Его посетило более 100 тысяч человек. Владельцы планируют окупить проект за 3 года. Впрочем, если не удастся создать нужный трафик, а он достаточно высок – около 7 тыс. человек в день, – возврат инвестиций может растянуться на 6 – 8 лет.
Этот первый океанариум в Москве, открывшийся 28 октября на минус первом этаже торгово-развлекательного центра «РИО» на Дмитровском шоссе. По собственным данным компании, супераквариум в ТРЦ «РИО» посетило уже более 100 тыс. человек. За три последних выходных здесь побывало 50 тыс. человек, стояли огромные многочасовые очереди, в основном, из школьников и детей.
«Это очень хороший результат», - говорит Константин Пичкур, директор по развитию компании Аква Лого инжиниринг, построившей океанариум для ТРЦ «РИО». «Трафик в самом ТРЦ «РИО» вырос в праздничные дни процентов на пятнадцать, - сообщила Realestate.ru представитель ГК «Ташир» Светлана Чудновская, - наши арендаторы, особенно кафе и рестораны очень довольны появлению океанариума, их выручка поднялась процентов на 30%, и у нас скоро появятся новые магазины».
Такой большой поток в супераквариум создали, главным образом, школьники, у которых на время открытия океанариума пришлись каникулы и октябрьские праздники.
Площадь объекта 3,5 тыс. кв.м. Объем супераквариума - 1 млн л. Здесь обитает 10 тыс. рыб и 250 видов животных в девяти зонах (Арктика и Антарктида, Тропики, Север и другие - от райских птиц и пингвинов до крупных акул, скатов, морских котиков и анаконд). Инвестиции — 18 млн долл. (или около 540 млн руб.). На покупку животных и рыб владелец ТРЦ «РИО» Группа «Ташир» потратила более 20 млн руб. Содержание такого объекта для собственника составляет более 1,5 млн руб в год.
Океанариум в «РИО» построила и технически управляет компания Аква Лого инжиниринг. В ее портфолио аналогичные объекты в Воронеже (ТРЦ Сити - парк «Град»), и некоторый объем работ в Санкт-Петербурге в ТРЦ «Нептун».
Представители компании ожидают, что за три года - при расчетной проходимости 550 человек в час или 6600 человек в день - проект окупится. На старте работы проекта посещаемость была выше запланированной в 1,5 раза. По расчетам Realestate.ru, при стоимости билета в выходной день в 150 рублей для детей и 600 рублей для взрослых собственник океанариума мог выручить от 35 до 50 млн руб. Если считать по верхней границе, это чуть менее 10% от вложенных в «морское царство» средств.
Впрочем, если посмотреть на показатели уже работающих в России океанариумов, то планы ГК «Ташир» по окупаемости своего объекта кажутся слишком оптимистичными.
К примеру, в Санкт-Петербурге есть океанариум, входящий в состав ТРК «Планета Нептун»: его объем — 1,5 млн л воды, количество обитателей — 4,5 тыс. «Планета» больше океанариума «РИО». Но Константин Пичкур из Аква Лого инжиниринг считает, что оптимальная величина океанариума для мегаполиса, с точки зрения его окупаемости, 800 тыс. литров: в Москве он чуть больше, потому что это — гигантский мегаполис.
По итогам 2010 года «морское царство» принесло своим владельцам, ЗАО «Рубин», 60–65% доходов от общей выручки в 100 млн руб. Посещаемость этого океанариума, по данным одного из подрядчиков проекта, - около 700 тыс. человек в год, то есть 1,9 тыс. человек в день – что более, чем в три раза ниже, чем запланированный показатель в «РИО». Понятно, что Санкт-Петербург и Москва - разные города с разной численностью населения, но не стоит забывать, что "северная столица" также привлекает большой поток туристов.
При рентабельности продаж 20% окупаемость питерского океанариума составит 6,3 – 8,4 года. Примерно на такие сроки окупаемости океанариума рассчитывает и его заказчик - ЗАО «Рубин». Стоит отметить, что питерский океанариум лучше расположен, чем московский: он почти в центре города, в то время как «РИО» находится за МКАДом.
Кроме того, картину владельцам объекта в "РИО" может подпортить и то, что на ВВЦ также запланирован океанариум, правда, сроки реализации проекта пока не ясны.
Плюс ко всему, для того, чтобы нагнетать нужный трафик необходимо делать немалые вложения в рекламную кампанию объекта, постоянно привлекая внимание, как жителей столицы, так и туристов, что, соответственно, увеличивает размер инвестиций.
Таким образом, реальный срок окупаемости супераквариума в «РИО» может оказаться в 2 – 3 раза больше запланированного.
Кстати, в мире очень мало рентабельных океанариумов. Практический все они либо финансируются муниципалитетами, как в Лиссабоне (Португалия), либо частными спонсорами. Самый большой океанариум в мире в городе Атланта - Georgia Aquarium -вмешает 32 млн л воды, в нем обитает 120 тыс. животных. Его построил миллиардер Берни Маркус, совладелец розничной сети DIY Home Depot, инвестировав 250 млн долл. Еще 40 млн долл внесли крупные корпорации: Coca-Cola, Turner Broadcasting, Home Depot, UPS, AirTran Airways, AT & T, Georgia-Pacific, Time Warner, SunTrust и Southern Company.
Эксперты подсчитали, что он окупится примерно за 17 лет, или к 2022 году.
Вероятно, в том числе и поэтому так и не началась реализация проекта московского океанариума на Поклонной горе. Девелопер Marine Gardens (ИПГ Евразия Мухтара Аблязова) не смог разработать концепцию, позволяющую окупить «обременение» города в виде океанариума, проект был заморожен еще до кризиса.
СПРАВКА
ТРЦ «РИО» находится на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД. Его общая площадь — 220 тыс кв.м. Якорные арендаторы : «НАШ Гипермаркет" (20 000 кв.м), DIY "Наш Дом", "Эльдорадо", развлекательный центр "Джангл Стар", "Синема Стар". Из одежных брэндов Marks&Spencer, «Снежная Королева», Lady&Gentleman City, TopShop. Этот молл открылся в разгар мирового финансового кризиса, в декабре 2008 года. Посещаемость - примерно 100 тыс. человек в выходные дни и 50-60 тыс. человек - в будни. Девелопер в «РИО» на Дмитровке запланировал здесь и Ритейл -парк — дисконтный центр, строительство которого уже началось совместно с китайским партнером .